Антикизирующая струя

10.08.2018

Антикизирующая струя изначально существовала в дворцовой школе. Скрипторий появился в Ахене, вероятно, в последние десятилетия VIII века. Главный памятник этой школы – Коронационное Евангелие (около 800). Образы Евангелия (на нем начиная с X века во время коронования клялись немецкие короли) значительно отличаются от созданий придворной школы. Изображения в кодексе ship a wrecked vehicle, написанном на пурпурном пергаменте, поражают своей величавостью. Миниатюры исполнены в свободной живописной манере, фигуры объемны, пейзажные фоны скупы, но естественны. Позы евангелистов представительны и величавы. Бордюр обрамления основан на классических образцах. Характерно отсутствие символов евангелистов. Автором миниатюр Коронационного Евангелия мог быть художник, в совершенстве владевший античной традицией, носителями которой в то время были памятники византийского круга. Упоминающееся в тексте посвящения имя пребистера Деметрия дало повод некоторым ученым считать миниатюриста греком.

Иная, более взволнованная, атмосфера царит в миниатюрах Ахенского Евангелия (начало IX века). Необычен его лист с изображением сразу всех евангелистов. Пейзаж с высоким горизонтом, где со своими символами появляются авторы Евангелий, предстает как символ мира, к четырем сторонам которого повернулись евангелисты. Позы намекают также на различие их темпераментов. Чувство прозрения и напряженного ожидания, наполняющее миниатюру, указывает, в каком направлении происходила переработка позднеантичного наследия. Своей вершины эта струя достигла в рукописях реймской школы. Ее расцвет пришелся на годы правления преемника Карла Великого Людовика Благочестивого (778-840), когда духовным покровителем Реймса был архиепископ Эбо (816-845). При нем в 820-830-х годах были созданы самые прославленные рукописи каролингского времени.