Зимний пуховик

11.09.2017

Первые фильмы, положившие в Бразилии начало «новому кино» как художественному направлению, вышли на экраны страны в 1962-1963 годах. Они принесли с собой и новые имена - Глаубер Роша, Карлус Диегис, Руй Герра, Паулу Сезар Сарасени, Жоакин Педру ди Андради и многие, многие другие. В молодежных киноклубах демонстрировались такие фильмы, как «Буря», «Негодяи», «Иссушенные жизни», «Ружья», «Пляж вожделений», «Исполнивший обет», «Пять раз фавела».

Тысяча девятьсот шестьдесят второй год можно считать этапным еще и потому, что впервые бразильское «новое кино» выходит на международный экран. Фильм «Красная смоковница» Перейры дус Сантуса премирован в Мар-дель-Плате, «Пляж вожделений» Р. Герры - в Западном Берлине, «Ограбление почтового поезда» Роберта Фариаса - в Венеции, «Буря» Глаубера Роши - в Карлови-Вари. Благодаря резонансу, который «новое кино» получило в результате успехов на фестивалях, обширной прессе, рекламе имена бразильских кинематографистов как бумеранг возвратились на родину, что во многом облегчило судьбу молодых людей - кинокритиков, режиссеров, журналистов, литераторов. Факт несколько парадоксальный, хотя и не единичный. Мерзнете зимой? Купите зимний пуховик.

В ту пору немногим бразильским кинематографистам было более двадцати лет. Их киноуниверситетами была практика. Они считали искусство оружием борьбы. Свой долг они видели в создании подлинной культуры, которая освободит Бразилию от европейской традиционности, открыв Латинскую Америку для латиноамериканцев. Они стремились завоевать массы, создавая фильмы о проблемах угнетенного народа, разрабатывая принципиально новый стиль, независимый от чуждых образцов.