Когнитивные последствия выбора бизнес-модели

05.09.2016

Есть вопросы, которые еще пока не получили объяснения, но при создании бизнес-модели их требуется рассмотреть. Прежде всего это уровень сложности, который ведет к очень важному, хотя и редко обсуждаемому аспекту бизнес-модели — ее когнитивным последствиям.

Компания часто должна реализовывать инновационные возможности в среде, для которой характерны техническая и рыночная неопределенность. Менеджерам очень трудно разобраться в многочисленных возможных вариантах, из которых они могут выбрать подходящие способы соединения новых технологий с новыми рынками. К тому же особенности выбора технических решений существенно отличаются от выбора экономического и социального характера. Поскольку каждая область является по-своему масштабной и сложной, обычно в компании разные служащие специализируются на разных направлениях деятельности. Однако, как следует из предложенного определения бизнес-модели, менеджеры должны стыковать физическую область технических ресурсов (параметры мощности, скорости, функций и т.д.) с экономическими результатами (ценность для потребителей, цена, гарантии, поддержка, каналы дистрибьюции и т.д.) и делать это с учетом огромной технической и рыночной неопределенности. Говоря по правде, ни один человек в организации в полной мере, до конца, со всех сторон не понимает всех задач, решаемых компанией в целом. Поэтому самая важная роль бизнес-модели — создать эвристическую упрощенную когнитивную карту, начинающуюся с демонстрации технических ресурсов и заканчивающуюся показом социальных результатов. Узнайте все про ответственность за подделку подписей избирателей.

Бизнес-модель выступает как промежуточное звено, соединяющее друг с другом техническую и экономическую области. Хотя технические менеджеры могут не понимать преимуществ потребителей, которые те получают благодаря улучшению, например, мощностных характеристик и показателей функционирования их технологии, они вполне могут разобраться в том, как их решения влияют на сформулированное ценностное предложение для выбранной группы потребителей. В свою очередь, менеджеры по маркетингу могут не знать предпочтений своих потребителей по многим техническим вопросам, но они хорошо разбираются в том, как конкретные улучшения ценностного предложения можно трансформировать в более высокие цены, увеличение доли рынка и рост прибыли. Уровень понимания компанией экономической ценности, которую она получит благодаря технологии, зависит от выбора бизнес-модели, а не от каких-то внутренних характеристик самой технологии.